Круги по воде
Аналитика | 10 06 2020, 09:57 | СеверПост![](/docs/upload/severpost_cover.jpg)
Обрушившийся мост на подъезде к Коле, по которому проходила единственная железнодорожная ветка до Мурманска, не только принес неудобства пассажирам поездов, но и потянул за собой целую вереницу последствий для экономики региона. По мнению опрошенных агентством «СеверПост» экспертов, в той или иной степени это коснулось или коснется большинства сфер и может привести к росту потребительских цен.
Пострадали все
Как отметил в беседе с нашим корреспондентом президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Сергей Веллер, ЧП с мостом наложилось на ситуацию с коронавирусом, от которой уже страдали предприниматели, а также затронуло рядовых жителей.
«Проблема с мостом коснулась не только тех, кто доставляет грузы, а в целом всех граждан. Проблемы у многих возникают. Больше, конечно, коснулось крупных предприятий. По доставке топлива пока не видим дефицита, но может сказаться. Бензин возят в основном по железной дороге, здесь выгружают в большие емкости и дальше развозят автомобильным транспортом по заправкам. Все, что грузится в торговом порту – апатит, уголь, - все железной дорогой доставлялось», - пояснил Сергей Веллер.
Как рассказала «СеверПост» доктор экономических наук профессор кафедры управления, экономики и предпринимательского права МАГУ Наталья Щебарова, по железной дороге в Мурманск шло 60% общего грузопотока.
«Обрушение моста не пройдет даром. Крупные промышленные группы себя почувствуют самыми пострадавшими – только по железной дороге грузы возили «Норникель», «Апатит», Ковдорский ГОК. СУЭК 15 млн тонн угля в год отправляла через Мурманск. Сейчас перевалка остановлена, потребители, работники, акционеры это почувствуют. У европейских покупателей стоимость угля уже выросла на 20%, – СУЭК для них крупнейший поставщик», - заключила эксперт.
В обход Мурманска
Мурманский морской торговый порт, крупнейший потребитель услуг железной дороги по перевозке груза, уже сообщил о частичном уходе грузоотправителей.
По словам гендиректора АО «Мурманский морской торговый порт», на сегодня более 10 судов перенаправлено в другие порты, и совместно с грузоотправителями железнорудного концентрата, удобрений, угля и других грузов в настоящее время прорабатывают альтернативные логистические решения.
«Однако они все будут стоить значительно дороже. Параллельно идет тесное взаимодействие с ОАО «РЖД» с целью поиска вариантов компенсации ущерба и выгодных тарифных решений, которые позволили бы сохранить объем перевозок по железной дороге», - сказал Рыкованов.
По его данным, сегодня выстроенная логистика через Мурманск является самой эффективной для отправки грузов на Китай, Индию и ряд других стран. И обрушение моста вызвало серьезные нарушения в функционировании огромной логистической цепи.
На текущий момент в Мурманском морском торговом порту работы, связанные с железнодорожными операциями приостановлены, что влечет за собой не только переполнение складов грузоотправителей, но и снижение интенсивности производства работ вплоть до полной остановки деятельности предприятия.В порту работает более 1300 человек.
«По подсчетам специалистов, сбой в поставке груза ж/д транспортом повлечет за собой простой предприятия и более 80% рабочего персонала», - отметил руководитель ММТП.
Как сообщила нашему агентству бизнес-омбудсмен региона Елена Тихонова, доля порта в экономике Мурманска очень существенная.
«Мурманска это больше коснется, чем области», - сказала она, отметив, что пока жалоб от предпринимателей, связанных с проблемами из-за обрушения моста, к ней не поступало.
Ищет пути в обход Мурманска теперь и другой крупный перевозчик – компания «ФосАгро», поставляющая через порт удобрения на экспорт.
Как пишет Интерфакс со ссылкой на руководство компании, «ФосАгро» прорабатывает варианты экспортных поставок через зарубежные порты и обсуждает с зарубежными клиентами возможные корректировки графика отгрузок апатитового концентрата в случае, если устранение последствий инцидента на железной дороге займет длительное время.Через Мурманск у компании идет примерно 1/6 часть экспортных поставок удобрений - до 1 млн тонн в год.
Как считает Наталья Щебарова, падение спроса на перевалку грузов через Мурманск может привести к снижению экономического роста в регионе.
«Ситуация с мостом такая же, как с коронавирусом – экономика страдает, наполняемость бюджета падает, мы уже вошли в эту ситуацию. Но программа помощи в связи с коронавирусом касается и промпредприятий, и помощь ослабит падение отчислений в бюджет. Помимо промпредприятий, пострадали и рыбодобывающие компании - большую часть внутренних поставок они по железной дороге осуществляли, это треска, сельдь. Около 50% своих поставок. Теперь только автотранспорт, что дороже. Для восстановления экономики нужен мост увеличенной грузоподъемности», - отмечает доктор экономических наук.
Будет ли мурманчанам тепло и сытно?
Хотя крупнейшими перевозчиками по железной дороге являются промпредприятия региона, пользуются железнодорожным транспортом и те, от кого напрямую зависит комфорт жизни северян. В первую очередь это энергетики.
«По топливным запасам проблем не ощутим, так как отопсезон завершен, запас, говорят, есть, - считает Наталья Щебарова. – Но вопрос в том, сколько будет восстанавливаться сообщение. Так неправильно говорить, но нам повезло, что случилось все летом».
Наличие запасов топлива на котельных подтвердили «СеверПост» в филиале «Кольском» «ТГК-1». В пресс-службе компании отметили, что все топливо привозится только по железной дороге, но сейчас месячный запас есть. «Горячее водоснабжение будет», - сказали в компании.
Что касается автомобильного топлива, то, по мнению Натальи Щебаровой, его доставка автотранспортом даже из Карелии приведет к росту цены.
Коснется проблема и повседневных товаров. Продовольствие поставляется в основном автомобильным транспортом, а многие промтовары шли по железной дороге, в частности, стройматериалы. Переход на автотранспорт приведет к увеличению расходов. Так, уже сейчас в магазинах нет скидок на стройматериалы.
«Малый бизнес переходит на автотранспорт – все предприятия, которые массовые поставки делали, - сказала Наталья Щебатова. – В целом пока говорить о масштабных кризисных проявлениях рано. Летом меньше ущерб. Но если полноценное железнодорожное сообщение не восстановят в ближайшие 3-4 месяца – серьезные последствия будут. Все зависит от скорости восстановления. Уже временная ветка поможет в целом. Инфляции, резкого скачка цен пока ожидать не приходится».
Напомним, 30 мая на перегоне Выходной - Кола был поврежден железнодорожный мост. После этого рабочие приступили к его восстановлению.Однако несколько пролетов рухнули в воду.
Первоначально сообщалось, что сооружение упало от напора воды, но позднее власти региона заявили, что связи между паводком и обрушением моста пока не выявлено. Следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по факту обрушения железнодорожного моста.
![](/docs/upload/cache/w300/2022/05/croppedImg_713922499.png)
Россияне традиционно жалуются на рост цен. На продукты, товары, бензин. Люди сравнивают стоимость товаров в мае 2022 года с ценами прошлых лет и...→
![](/docs/upload/cache/w300/severpost_cover.jpg)
СеверПост изучил ценники на основные продовольственные товары в крупнейших магазинах Мурманска. Мы готовы рассказать, что подорожало, а что...→
![](/docs/upload/cache/w300/severpost_cover.jpg)
По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, последние семь месяцев показали, что россияне стали существенно дольше жить. А что об этом думают в...→
![](/docs/upload/cache/w300/severpost_cover.jpg)
Среднестатистический житель Мурманска - это продавщица Лена лет сорока. СеверПост предлагает взглянуть на типичного жителя глазами заполярной...→
![](/docs/upload/cache/w300/severpost_cover.jpg)
О схемах по выводу сотен миллионов рублей на строительстве стратегического объекта написали ведущие калининградские СМИ. Но самое интересное в этих...→
![](/img/post_news.png)
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Весь Мурманск разрисован этой пропагандой... И что? ...
Какой абсурд... Многоимущие студенты тоже претендуют на места в общагах?...
Пусть ребята из ФСБ сходят к действующему министру......
Что за дичь?? На кой чёрт полумертвый корабль мог понадобиться...
...только вот как это проверить?, нам и тем великим исследователям?...
19 06 2024, 10:23
Проекты и прожекты мурманских городничих
06 05 2024, 14:01
Саамообман
29 02 2024, 17:27
Путин: Мы одна большая семья
19 06 2024, 16:59
Группа «Акрон» направила 3,1 млрд рублей на проекты в области устойчивого развития
10 06 2024, 09:33
От развития производства к социальному партнерству
12 07 2024, 13:48
Дорожные ямы во дворах и как с ними бороться
14 05 2024, 12:25
«Работа сложная, но других вариантов нет»
27 10 2023, 16:10
«Он очень хороший человек! И отличный работник!»
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
27 06 2024, 17:21
Контрабанда – это наш профиль!
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
06 03 2024, 16:28
Выжил после взрыва на СВО. Погиб на дороге под Печенгой
24 04 2024, 10:29
ФосАгро создаст в Хибинах конкурента устьянской «Малиновке»
08 04 2024, 11:54
Хибинская «бомба»
04 04 2024, 13:15
Затмим Тур де Ски
22 07 2024, 14:37
«Пикник» для Мончегорска
16 06 2024, 11:59
Саамские игры в Ловозере [фоторепортаж]
12 06 2024, 15:09
Деревянных дел мастера
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
29 12 2023, 15:28
Главное событие года глазами северян
14 02 2023, 16:24
Прогулка по Мурманску в алкоугаре?
23 07 2024, 13:07
Про медшаттлы и медицинскую помощь в отдалёнке
18 07 2024, 13:02
Старость в радость
16 07 2024, 14:19
Побег от суеты, или Свой дом в Арктике
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
15 07 2024, 16:04
Полуострова сокровищ
18 06 2024, 13:37
Помолиться, потрогать пчёл и поискать оленя
20 02 2024, 11:44