Снижение железнодорожных расходов необходимо для грузооборота Мурманского транспортного узла
Новости | 16 04 2025, 13:33 | СеверПост
В Мурманске прошла стратегическая сессия на тему «Перспективы развития Мурманского морского торгового порта». Организатором дискуссии выступил Мурманский морской торговый порт (ММТП) совместно с консалтинговой компанией «Технологии доверия» (ТеДо).
В сессии приняли участие профильные руководители и специалисты правительства Мурманской области, руководители морских портов и стивидорных компаний, а также грузоотправители.
Целью мероприятия было обсуждение способов борьбы против падения грузовой базы ММТП и поиск новых возможностей. Напомним, что по итогам 2024-го и первого квартала 2025 года падение грузооборота ММТП составило 19%.
В результате анализа текущей рыночной конъюнктуры и ситуации с загрузкой портов Северо-Запада эксперты пришли к выводу о необходимости целевых долгосрочных мер государственной поддержки проектов, которые будут способствовать наращиванию грузовой базы региона. Параллельно с этим важно уже сегодня обеспечить экономические стимулы для тех грузоотправителей, кто обладает необходимой базой. Прежде всего, это экспортеры угля, руды и удобрений.
В начале сессии были заслушаны доклады экспертов ТеДо с анализом состояния экспортных рынков РФ по итогам 2024 года, положения дел в угольной отрасли, а также вариантов организации грузопотока в Арктическом регионе с фокусом на роли Мурманского транспортного узла.
В ходе выступлений было отмечено, что, несмотря на кризис в угольной отрасли, доля России на мировых рынках углеводородов остается стабильной на уровне 14%. Для ММТП это имеет особое значение, поскольку доля перевалки угля в его грузовой базе составляет более 80% всего объема.
Второй значимый фактор – это трехкратное увеличение экспорта страны на Восток за последние 10 лет по всем основным позициям. Этот фактор также влияет на положение ММТП: ранее основными получателями грузов порта были страны Европы, сегодня необходимо искать клиентов на более дальних расстояниях Востока и Юга.
По итогам 2024 года произошло снижение грузопотока портов Арктического бассейна в среднем на 5%, а по углю на 24%.
Эксперты подчеркнули, что негативное влияние на положение угольной отрасли оказали в долгосрочной перспективе падение мировых цен и рост железнодорожного тарифа, а в первом квартале 2025 года укрепление валютного курса рубля.
Вместе с тем, докладчик ТеДо обозначил, что дальнейшего драматического падения цены на уголь на мировом рынке, вероятно, не произойдёт, и Россия имеет все возможности при эффективной государственной поддержке в конкуренции с Австралией и Индонезией сохранить и упрочить положение ведущего экспортёра угля до 2050 года.
Участники сессии обсудили разные варианты возможного выхода для Мурманска из нынешней сложной ситуации.
Главная причина продолжающегося снижения объёма грузооборота – это конкуренция за общие рынки сбыта с другими направлениями при том, что транспортные расходы из-за дальности расстояния на Мурманск выше. Поэтому, как подчеркнули большинство выступающих, без мер по снижению транспортных затрат сложно рассчитывать не только на восстановление грузопотока в направлении Мурманска, но даже на сохранение нынешнего уровня.
Обсуждались возможные точки роста грузооборота, требующие инфраструктурных инвестиций.
Перспектива контейнерных перевозок полностью зависит от налаживания стабильного круглогодичного судоходства по Северному морскому пути. Контейнерным перевозкам нужна предсказуемость, без этого регулярного сообщения не будет, - заявили эксперты. Положительное значение имело бы повышение объёмов производства предприятий, расположенных на территории региона.
«Одно из решений, принятых здесь в столице русской Арктики, как обозначил Президент - увеличение не менее чем в три раза мощности Мурманского транспортного узла, что подразумевает под собой создание новой инфраструктуры, специализированных мощностей. Это позволяет начать обсуждение, где нам всем необходимо задуматься над перспективами развития старейшего предприятия Мурманска, Мурманского морского торгового порта, над возможностью диверсификации грузов, над привлечением совершенно новых грузопотоков», - комментирует заместитель губернатора Мурманской области, министр развития Арктики и экономики Светлана Панфилова.
Исполнительный директор ММТП Павел Олейник отметил: «Дискуссия показала, что простых и быстрых решений нет. Всё требует проработки и комплексного подхода. В первую очередь, это касается железнодорожных тарифов и железнодорожной инфраструктуры. Мы со своей стороны продолжаем вести работу по поиску новых грузов и замещению существующей грузовой базы».
По итогам сессии эксперты пришли к общему выводу: необходимы целевые долгосрочные меры государственной поддержки сохранения Мурманского порта и его дальнейшего развития.
Параллельно с этим важно уже сегодня обеспечить экономические стимулы для тех грузоотправителей, кто обладает необходимой базой. Прежде всего, это экспортёры угля, руды и удобрений.
Относительно работы самого ММТП сомнений нет – технически и организационно порт может обеспечить перевалку массовых грузов в объёме до 24 млн тонн, вместе с традиционными грузами интегрируя новые виды по мере их появления на рынке.
Напомним, на улицах Мурманска размещают более двадцати крупноформатных рекламных изображений с символикой Мурманского морского торгового порта.
Читайте также: На северный завоз в Заполярье выделено 23,3 миллиона

С 17.30 открывается проезд по трассе «Кола» с 1428 по 1470 км дороги. Это участок от Ура-Губы до поворота на Заозёрск. Об этом сообщает...→

Жительница Мурманска получила квартиру по договору социального найма в новом доме на улице Успенского, 9. При первом посещении квартиры 7 апреля...→

4 мая с 15.49 введены ограничения на работу аэропорта Петрозаводска. Это сделано для обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных...→

В Коле начался пожар на пятом этаже в здании общежития на улице Победы, 20. В одной из комнат произошло возгорание, идёт чёрный дым. На место...→

5-6 июля в Кировске пройдёт спортфест «Хибины2025» (0+). В рамках праздника пройдут забеги по Хибинским тундрам. В общей сложности будет...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
У нас так в правительстве так и работают, с советских времён было что-то, потом отменяют проходит время и говорят давайте вернём, что с оценками за поведение, что с уроками труда, можно наверно еще...
1,5 экипажа на весь Мурманск, на что они вообще повлиять могут? На дорогах не беспредел, но стремится к этому. Камеры только для сбора штрафов, но никак не для безопасности ДД....
Это они нам одолжение оказывается еще делают! оформляйтесь сами. Мы умываем руки...
Да фиг с ними, с этими скамейками. Там самих инспекторов жёсткий недобор....
А что председатель так возмутилась-то? Конкуренции испугалась? Ручеёк пожертвований оскудеет? В "Радугу" и так обращаются, когда уже выхода нет. Ну или самые хитрожёлтые (фу на таких). Прокат...
28 03 2025, 12:54
Мурманск - столица Арктики. Теперь официально
18 03 2025, 16:00
Арктический форум: Ждём «ништяки»
24 12 2024, 16:59
Экономика региона и экономика человека
06 03 2025, 16:13
Это «му» неспроста!
28 02 2025, 12:12
Те ещё крендели
19 03 2025, 09:19
Финт УКами
14 02 2025, 12:49
Страсти по мусору
25 12 2024, 15:39
Электроигла под ёлочку
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
29 04 2025, 14:29
Питерские студенты сразились в турнире по дзюдо на призы ФосАгро
07 04 2025, 13:31
Кубок для царя и царицы горы
05 03 2025, 18:45
Мурманвуд
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
13 02 2025, 15:00
Депутат Мурманской облдумы от ЛДПР Станислав Гонтарь: наша партия поможет мурманчанам с модернизацией игровых площадок
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
28 04 2025, 19:47
Облдума обсуждает потенциальное закрытие Островного
20 04 2025, 09:05
Протоиерей Владимир Семёнов: Пасха всемирная и личная
18 04 2025, 16:33
Гражданин БОМЖ
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
25 04 2025, 17:35
Пограничное состояние. Северяне открывают сезон отпусков
07 02 2025, 11:31
Я мзду с китайцев не беру - мне за державу обидно!
13 11 2024, 12:54