80 лет назад спасены участники экспедиции на «Челюскине»
Новости | 13 04 2014, 11:43 | СеверПост
В этот день 80 лет назад – 13 апреля 1934 года – в Арктике завершилась операция по спасению участников экспедиции на пароходе «Челюскин».
«Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Переход «Челюскина» рассматривался как пробный в условиях плавания во льдах. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями.
2 августа 1933 года, провожаемый множеством мурманчан, «Челюскин» двинулся к выходу из Кольского залива. На борту его было 111 пассажиров. Капитаном был опытный полярник Владимир Иванович Воронин, начальником экспедиции стал выдающийся исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт.
13 августа 1933 года в Карском море из-за полярных льдов на «Челюскине» появились серьезная деформация корпуса. На следующий день Шмидт получил правительственную телеграмму с требованием перевести часть экипажа судна и участников экспедиции на ледокол «Красин», а пароход «Челюскин» вернуть в Мурманск на ремонт. Однако, им было принято решение продолжить путь.
В Чукотском море пароход встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован ими. «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев.
13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца.
На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли – «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. 13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать.
Значение, которое имела на тот момент операция по спасению челюскинцев было настолько велико, что именно в связи с ней Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в спасательной операции – А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В. Молоков, И. Доронин и М. Водопьянов.
Читайте также на СеверПост: Летом 2015 года состоится последний круиз на Северный полюс
Одну из лучших «настолок» в стране создали в МурманскеНастольная игра «Расскажи историю» из Заполярья вошла в число лучших туристических сувениров России, об этом сообщило министерство...→
Полуторамиллионный грант получили учёные из МурманскаКоллектив молодых учёных Мурманского арктического университета победил в конкурсе российских проектов фундаментальных и поисковых научных...→
В Облдуме пройдут юбилейные Рождественские встречи18 декабря в Мурманской областной Думе состоятся X региональные Рождественские парламентские встречи. Они пройдут в рамках регионального этапа XXXIV...→
Источник: «И не подпишут»По информации, которой поделился с СеверПост информированный источник, с большой долей вероятности можно ожидать того, что в ближайшее время протокол...→
Мурманчанка попалась на серии краж из магазинаК мурманским полицейским поступило заявление из супермаркета на улице Октябрьской, сообщает региональное УМВД. С помощью камер видеонаблюдения...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Ну вот очередное отмывание денег у кого-то...
На словах, конечно, все неплохо, но Wi-Fi не работает на зоне прилёта, мобильный интернет глушат, такси не вызвать от слова совсем. Люди от безвыходности берут такси на улице за тройную цену (!!)....
Ну эти товарищи хоть что-то делают в отличии от РЖД которое вешает лапшу на уши всем обещая подключить освещение на кольцах...
Никора правильно сравнил власти Мурманской области с экипажем ледокола. Что там, что там зарплаты высокие и...
Грубость это фишка этого субъекта, по Заозерску знаем. И ручки у него липкие до денег. ...
31 10 2025, 14:11
Оптимизация с ампутацией
13 10 2025, 17:51
Из жизни бывших
09 10 2025, 12:27
Забыть про Орешету?
04 12 2025, 16:42
Во всём превзойти норвежцев
17 11 2025, 13:42
Нести бренд
23 10 2025, 14:19
«Ситиматические» отмазки и мусорные заложники
09 09 2025, 12:35
«Кокосовый» оптовик: Часть вторая
20 08 2025, 15:42
Крыша поехала: Как строят дома в Арктике
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
18 09 2025, 09:45
Сталкер по-мурмански
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
28 11 2025, 14:39
Кубок России в Кировске: Снежный, звёздный, наш
27 11 2025, 10:30
«Тирвас»: Десять лет побед
21 11 2025, 10:37
Хибинская гонка-2025: Юбилейные старты
28 10 2025, 17:08
Шуба, как у деда
10 07 2025, 14:37
На Севере – шить?
11 12 2025, 13:07
Что мурманчане cпрячут под ёлочкой
19 11 2025, 12:18
Для души и для людей
16 11 2025, 13:18
«ДРОЗД-Хибины»: Уроки эффективного партнёрства
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
19 10 2025, 10:01
Держат марку
15 10 2025, 14:23
Ремонты на дорогах Мурманска
04 10 2025, 08:55
От сигнала до асфальта: Жители Заполярья влияют на ремонт дворов
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
27 06 2025, 11:53
Из Ташкента в Мурманск на велосипеде
04 06 2025, 16:25
Программа на лето
15 05 2025, 13:49







