Лётчик вернулся с войны через 77 лет
Общество | 09 10 2019, 10:46 | СеверПост
Спустя полвека поисков погибшего в бою с фашистами советского пилота его с почестями предали земле. Как это было – в репортаже СеверПост.
На могиле портрет и фуражка, на сырой песок кладут цветы и венки. А в небе, отдавая дань памяти, парят корабельные истребители Су-33. Никто не забыт, ничто не забыто, хотя война давно закончена...
Младший лейтенант Сергей Филиппов был лётчиком-истребителем, воевал на Северном флоте и погиб 29 октября 1942 года. Но нашли его только этим летом, спустя 77 лет.
Во вторник десятки жителей, поисковики, североморские кадеты, юнармейцы, военнослужащие Североморского гарнизона и командующий Северным флотом Герой России вице-адмирал Александр Моисеев пришли проводить его в последний путь. Захоронение проходило с воинскими почестями.
Епископ Североморский и Умбский Тарасий провел божественную литургию.
Среди присутствующих был внук, названный в честь героя. Торжественно-траурная церемония захоронения останков лётчика-истребителя состоялась на Военно-мемориальном кладбище в столице Северного флота.
Полвека поисков
Сергей Филиппов родился в 1913 году в Казани. Был женат, воспитывал двоих дочек. Всё, как у всех: работа, житейские заботы и семейное счастье, которое, к сожалению, было недолгим.
В 1942 году с бойцом пропала связь, родные получили похоронку. Дальше неизвестность и ожидание, которое длилось почти полвека.
Приблизительно с середины 60-х годов супруга лётчика вела активную переписку с Мурманском, Североморском, пытаясь установить место гибели и захоронения своего мужа, но в то время ей это не удалось.
В «нулевых» за дело взялся её сын - Сергей Красильников. Внук лётчика искал его более 13 лет.
Он изучал его фронтовую судьбу, создал сайт в память о деде, который является кладезем информации по истории авиации Северного флота в годы Великой Отечественной войны.
За долгие годы он изучил огромное количество архивных данных, причём, даже немецких.
Внук узнал заводские номера самолёта, на котором летал его дед, и даже выяснил, кто именно сбил его деда.
Последний полёт
Сергею Филиппову было всего 29 лет, когда «мессер» гитлеровца сбил его. Он погиб за штурвалом боевой машины в день своего рождения, 29 октября 1942 года, в неравном воздушном бою с несколькими немецкими самолетами в районе высоты 310 восточнее Мурманска.
«Сначала, из документов, писем и воспоминаний, мне было известно только то, что до войны (начиная с середины 30-х годов), мой дед был начальником лётной части Аэроклуба в Казани, где и познакомился с моей бабушкой, Валентиной Степановной.
Весной 1941 года он уехал в командировку на Украину, в Кировоград, и там встретил начало войны» , - рассказал его внук Сергей Красильников.
По словам внука, когда летом 2019 года ему позвонили и сообщили, что нашли его родственника, он не мог поверить.
«Меня взяли с собой в поисковую группу. Я был на месте падения самолёта. И сегодня я провожаю его в последний путь. Как жаль, что мама, тётя не дожили до этого дня», - добавляет Сергей Красильников.
Фрагменты боевой машины Филиппова были обнаружены рыбаками в районе озера Щукозеро. В августе на месте падения самолёта начались работы. Найденные детали самолёта – от клапана до коленвала – помогли идентифицировать по архивным данным летательный аппарат.
К делу подключился североморский поисковый отряд «Ваенга».
«Мы связались с сотрудником Музея ВВС Северного флота Андреем Копытковым, который сказал, что в этом месте может быть только один самолёт, и по обломку было установлено, что это ЛаГГ-3 из состава 255-го истребительного авиаполка Военно-воздушных сил Северного флота, на котором летал заместитель командира первой эскадрильи, младший лейтенант Сергей Филиппов», - рассказал руководитель поискового отряда «Ваенга» и первый заместитель главы Североморска Эдуард Миронов.
«За год церемония захоронения останков советских воинов проходит второй раз. Очень здорово, что есть люди, которые продолжают поисковую деятельность. Это наш долг памяти перед героям. Спасибо им за то, что мы можем жить в свободном и независимом государстве», - отметил глава ЗАТО Североморск Владимир Евменьков.
Ещё одна страница летописи Великой Победы перевёрнута. Но работа по поиску советских летчиков на Кольской земле будет продолжена.
«Осенний детокс»: Как подготовиться к полярной ночиЕще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными...→
Благоустройство с просрочкойВ 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных...→
Что МРОТ грядущий нам готовит?С 1 января 2026 года МРОТ для жителей Мурманской области с учётом северного коэффициента (40%) и полных полярных надбавок (80%) МРОТ будет...→
Большой БАДа – бум Пить или не пить? Отвечая на вопрос, сторонники приёма БАДов выбирают второй вариант. В течение 2024 года жители России потратили на эти средства...→
14-летняя история добраБлаготворительный «Фонд Мурманск» прекратил свою деятельность спустя 14 лет со дня основания. Продолжительное время организация с её...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Из серии комиксов "да, но..." Бесплатная регистрация, но в ближайшем будущем прям чуствуется новый налог. И чумачечим бабкам как-то пофиг на эту бесплатную регистрацию. Они как содержали в...
Артур Попов, то что это монопольный сговор, знает каждый пассажир аэропорта,и даже первоклассник, не Ваш уровень просто обрисовать беззаконие, а вы как власть имущий чиновник, что предложили, что...
Читая этот... хмммм... опус, всплыли в памяти две цитаты: "страшно далеки они были от народа" и "правительство на другой планете живёт,...
Депутат поделился мнением, пояснил, заключил. Но что-то ничего нет про реальные действия по борьбе с этой незаконной предпринимательской...
А что тут обсуждать? -Надо просто ещё повысить налоги!...
31 10 2025, 14:11
Оптимизация с ампутацией
13 10 2025, 17:51
Из жизни бывших
09 10 2025, 12:27
Забыть про Орешету?
07 11 2025, 12:17
Во власти можешь ты не быть. Но с бизнесменом быть обязан
02 10 2025, 16:15
Иск на дорожный миллиард
29 09 2025, 14:26
«Лодку и так качает, ещё и вёсла отбирают»
23 10 2025, 14:19
«Ситиматические» отмазки и мусорные заложники
09 09 2025, 12:35
«Кокосовый» оптовик: Часть вторая
20 08 2025, 15:42
Крыша поехала: Как строят дома в Арктике
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
18 09 2025, 09:45
Сталкер по-мурмански
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
10 09 2025, 12:52
Ход коньком
18 08 2025, 12:58
Спорт в новом формате
12 07 2025, 10:21
«Дрифт – это жизнь между рулем и асфальтом»
28 10 2025, 17:08
Шуба, как у деда
10 07 2025, 14:37
На Севере – шить?
29 10 2025, 16:21
«Осенний детокс»: Как подготовиться к полярной ночи
27 10 2025, 15:15
Благоустройство с просрочкой
24 10 2025, 12:51
Что МРОТ грядущий нам готовит?
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
19 10 2025, 10:01
Держат марку
15 10 2025, 14:23
Ремонты на дорогах Мурманска
04 10 2025, 08:55
От сигнала до асфальта: Жители Заполярья влияют на ремонт дворов
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
27 06 2025, 11:53
Из Ташкента в Мурманск на велосипеде
04 06 2025, 16:25
Программа на лето
15 05 2025, 13:49







