«Переварит» ли Мурманск белорусский экспорт?
Бизнес | 12 09 2022, 15:12 | СеверПост![](/docs/upload/2022/09/croppedImg_326163196.jpeg)
На оперативном совещании в правительстве Мурманской области губернатор Заполярья Андрей Чибис ещё раз подтвердил переориентацию части белорусского экспорта калийных удобрений на Мурманский порт. СеверПост выяснял, по силам ли это нашему региону и что даст Заполярью строительство нового объекта.
«В нынешних условиях стратегическая тема - это переориентация части белорусских экспортных грузов, прежде всего, калийных удобрений, в ваши порты. Да и не только калийных удобрений. По всем вопросам меня информировали, и мы приняли решение, что будем сотрудничать в этом направлении с Мурманской областью несмотря на то, что в настоящее время уже работаем в районе Санкт-Петербурга», - приводит слова Лукашенко пресс-служба главы государства.
По словам белорусского президента, ежегодный товарооборот между Беларусью и Мурманской областью превышает $100 млн, но показатель явно недостаточный, и не соответствует существующим возможностям.
Белоруссия стала искать альтернативу портам Прибалтики после того, как возникла угроза отказа Литвы и Латвии от грузов соседней республики.
Сейчас часть белорусских удобрений обрабатывается в портах Санкт-Петербурга и Усть-Луги. Но это капля в море.
Как рассказала СеверПост доктор экономических наук, профессор МАГУ Наталья Щербакова, ежегодный объём экспорта белорусских удобрений – порядка 10 млн тонн. Порт Санкт-Петербурга переваливает за год всех грузов в объёме 9,6-9,8 млн тонн.
Кроме того, следует учесть, что основные массовые покупатели калийных удобрений из Белоруссии – Китай и Индия. А это значит, что для Александра Лукашенко особое значение приобретают возможности транспортировки по Северному морскому пути.
Тут бы Мурманску и карты в руки. Однако мощности нашего незамерзающего порта – всего чуть более одного миллиона тонн в год. И это общий объём всех грузов, в том числе, угля, апатита, железорудного концентрата.
Как сообщил СеверПост источник, знакомый со всеми возможностями стивидорных компаний в порту Мурманска, прямо сейчас обеспечить перевалку серьёзных белорусских объёмов не способен никто из-за банальной загруженности.
Причём, как рассказала агентству доктор экономических наук Наталья Щербакова, портовых мощностей в Мурманске не хватает даже для наших заполярных экспортёров. В частности, по её словам, грузы «Еврохима» приходится переваливать в Питере.
Правда, реконструкция причальных линий порта позволит увеличить производственную мощность до 4 млн тонн в год, но это – дело не сегодняшнего дня.
С большими объёмами белорусского калийного экспорта смог бы справиться терминал «Лавна», строящийся в рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла. Он рассчитан на обработку 18 млн тонн насыпных и навалочных грузов в год.
Однако терминал планируют запустить в работу лишь во второй половине 2023 года. Пока же он готов лишь на 47%.
В том же 2023 году планируется ввести в эксплуатацию и «Морской терминал «Тулома». мощности резидента территории опережающего развития «Столица Арктики», «заточены» как раз под перевалку удобрений. Его бенефициары рассчитывают на перевалку 5,5 млн тонн в год.
Таким образом, сегодняшние договорённости мурманчан и белорусов – не сиюминутная акция, но стратегия на ближайшую перспективу.
И эта перспектива, возможно, ближе, чем кажется. Как сообщил на «оперативке» в правительстве региона губернатор Андрей Чибис, на западном берегу залива специально для перевалки грузов из братской Белоруссии будет срочно построен новый грузовой терминал.
Как добавил глава региона, его мощность составит до 7 миллионов тонн в год. А это для Мурманска очень заметный объём.
«Такое сотрудничество для нашего региона – это доходы в бюджет, это новые рабочие места, это хороший толчок к экономическому росту», - считает профессор Щербакова.
Она полагает, что, если дружественная нам Белоруссия нуждается в поддержке, то с российской стороны будет всё для этого сделано, особенно, учитывая политический фактор и ситуацию в мире.
Текущие договорённости означают и повышенное внимание к Мурманску со стороны федерального центра.
Будут ли подкреплено это пристальное внимание финансово, и на каком уровне, покажет самое ближайшее будущее.
Пока же сотрудничество с Белоруссией у Кольского Севера развивается и по другим направлениям. Так, авиасообщение между Мурманском и Минском может быть восстановлено. Об этом стало известно по итогам визита губернатора Заполярья Андрея Чибиса в Республики Беларусь.
Встреча губернатора с премьер-министром республики Романом Головченко прошла в рамках визита делегации правительства Мурманской области в Белоруссию.
«Ещё одним важным пунктом повестки рабочей встречи стало решение о совместной проработке организации прямого авиасообщения между Минском и Мурманском», - написал Андрей Чибис в своих соцсетях.
Кроме того, президент Белоруссии Александр Лукашенко приедет в Мурманск. Об этом рассказал глава региона Андрей Чибис после встречи с белорусским лидером.
«Ждём Александра Григорьевича у нас в гостях. Об этом тоже принципиально договорились», - рассказал Андрей Чибис в своем Telegram-канале.
По словам Андрея Чибиса, есть договорённость о взаимных культурных и студенческих обменах.
Он также подтвердил, что Белоруссия будет поставлять в Заполярье технику для горнодобывающих предприятий, автобусы, троллейбусы и коммунальную технику.
Об этом в Минске во время встречи с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом рассказал президент Александр Лукашенко.
«Есть хорошие наработки: до конца года больше 30 единиц, на следующий год еще 15 единиц. Это только в первом приближении. Думаю, будет больше. Нам известно про ваш интерес к шахтной технике», — цитирует белорусского лидера издание «EurAsia daily».
Напомним, в начале сентября делегация правительства Мурманской области нанесла визит в Белоруссию, где приняла участие во встречах на самом высоком уровне.
Программа визита была очень насыщенная: подписание соглашения о сотрудничестве Мурманской области с Белоруссией, встреча губернатора с премьер-министром РБ Романом Головченко.
Мурманская делегация приняла участие в Международном форуме экономического развития и осмотрела ряд промышленных предприятий братского государства.
![](/docs/upload/cache/w300/2024/06/croppedImg_1230257031.jpeg)
Группа «Акрон», российский вертикально интегрированный производитель минеральных удобрений, в 2023 году инвестировала 3,1 млрд рублей в...→
![](/docs/upload/cache/w300/2024/06/croppedImg_1541246392.jpeg)
О ее механике и результатах работы участникам панельной сессии «Квалификация будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в...→
![](/docs/upload/cache/w300/2024/06/croppedImg_1225103058.jpeg)
Компания «ФосАгро» нарастит инвестиции в укрепление рудно-сырьевой базы Кировского филиала АО «Апатит» до 160 млрд рублей в...→
![](/docs/upload/cache/w300/2024/05/croppedImg_1678764179.jpeg)
В год своего 95-летия Кировский филиал АО «Апатит» (группа «ФосАгро») выработал юбилейную 750-миллионную тонну апатитового...→
![](/docs/upload/cache/w300/2024/05/croppedImg_1123509194.jpeg)
Директор мурманского филиала Tele2 Артём Солдатов рассказал о развитии инфраструктуры и новых проектах в Заполярье. Как компания справилась с...→
![](/img/post_news.png)
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Весь Мурманск разрисован этой пропагандой... И что? ...
Какой абсурд... Многоимущие студенты тоже претендуют на места в общагах?...
Пусть ребята из ФСБ сходят к действующему министру......
Что за дичь?? На кой чёрт полумертвый корабль мог понадобиться...
...только вот как это проверить?, нам и тем великим исследователям?...
19 06 2024, 10:23
Проекты и прожекты мурманских городничих
06 05 2024, 14:01
Саамообман
29 02 2024, 17:27
Путин: Мы одна большая семья
19 06 2024, 16:59
Группа «Акрон» направила 3,1 млрд рублей на проекты в области устойчивого развития
10 06 2024, 09:33
От развития производства к социальному партнерству
12 07 2024, 13:48
Дорожные ямы во дворах и как с ними бороться
14 05 2024, 12:25
«Работа сложная, но других вариантов нет»
27 10 2023, 16:10
«Он очень хороший человек! И отличный работник!»
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
27 06 2024, 17:21
Контрабанда – это наш профиль!
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
06 03 2024, 16:28
Выжил после взрыва на СВО. Погиб на дороге под Печенгой
24 04 2024, 10:29
ФосАгро создаст в Хибинах конкурента устьянской «Малиновке»
08 04 2024, 11:54
Хибинская «бомба»
04 04 2024, 13:15
Затмим Тур де Ски
22 07 2024, 14:37
«Пикник» для Мончегорска
16 06 2024, 11:59
Саамские игры в Ловозере [фоторепортаж]
12 06 2024, 15:09
Деревянных дел мастера
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
29 12 2023, 15:28
Главное событие года глазами северян
14 02 2023, 16:24
Прогулка по Мурманску в алкоугаре?
23 07 2024, 13:07
Про медшаттлы и медицинскую помощь в отдалёнке
18 07 2024, 13:02
Старость в радость
16 07 2024, 14:19
Побег от суеты, или Свой дом в Арктике
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
15 07 2024, 16:04
Полуострова сокровищ
18 06 2024, 13:37
Помолиться, потрогать пчёл и поискать оленя
20 02 2024, 11:44